Келлин Пелрин (Kellin Pelrine) из США, занимающий далеко не самую высокую позицию в рейтинге игроков го, победил одну из ведущих компьютерных программ на основе ИИ с разгромным счётом — 14:1. Чтобы добиться победы, он воспользовался уязвимостью в ИИ-системе, о которой ему сообщила… другая компьютерная программа, пишет Financial Times.
Источник изображения: Kellin Pelrine/ Financial Times
Эта компьютерная программа, которая исследовала системы ИИ в поисках слабых мест, предложила Пелрину тактику, которая позволила ему добиться подавляющего преимущества.
Адам Глив, исполнительный директор FAR AI, калифорнийской исследовательской фирмы, разработавшей программу, отметил, что применить тактику оказалось просто. По его словам, для того, чтобы найти «слепую зону» у ИИ, которой мог бы воспользоваться игрок-человек, их программа сыграла более 1 млн игр против KataGo, одной из лучших систем для игры в го, способной побеждать игроков высшего уровня.
Тактика, предложенная FAR AI, заключалась в том, чтобы потихоньку связать большую «петлю» из камней, чтобы окружить одну из групп противника, отвлекая его ходами в других углах доски. По словам Пелрина, ИИ-бот не заметил своей уязвимости, даже когда окружение было почти полным, хотя человек обнаружил бы это без особого труда. Используя эту тактику, он также нанёс поражение другой ведущей системе игры в го Leela Zero.
Игрок-человек победил искусственный интеллект спустя семь лет, после того система AlphaGo, система, разработанная исследовательской компанией DeepMind (принадлежит Google), выиграла у чемпиона мира по го Ли Седоля (Lee Sedol) со счётом 4:1. Попытка отыграться в матче-реванше не увенчалась успехом и Седоль объявил о завершении карьеры.
Обнаружение уязвимости в самых совершенных программах для игры в го говорит о фундаментальном недостатке в системах глубокого обучения, лежащих в основе самого современного ИИ, отметил Стюарт Рассел (Stuart Russell), профессор компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли. По его словам, системы способны «понимать» только конкретные ситуации, с которыми они сталкивались в прошлом, и не умеют делать обобщения в отличие от людей.
«Это ещё раз показывает, что мы слишком поторопились приписывать машинам сверхчеловеческий уровень интеллекта», — сказал Рассел. Он предположил, что причина поражения ИИ заключается в том, что тактика, используемая Pelrine, применялась редко, и поэтому системы ИИ не были обучены на достаточном количестве игр, чтобы противодействовать такому способу игры.